БУХАРЕВ Александр Матвеевич

БУХАРЕВ Александр Матвеевич
(архимандрит Феодор)
(1824, с. Федоровское Корчевского у. Тверской губ. -2(14).04.1871, Переславль-Залесский)
   религиозный писатель, критик, богослов. Из семьи дьякона. В 1846 г. закончил Московскую духовную академию, незадолго до выпуска по настоянию ректора был пострижен в монахи и рукоположен во священство. Преподавал в академии по кафедрам древн. языков и Священного писания. В 1853 г. рукоположен в сан архимандрита. Учился у Голубинско-го, через к-рого познакомился с нем. философией и теософией. Испытал влияние Белинского, из статей к-рого извлекал философские идеи и переводил их „на иное основание“, т. е. ко Христу. На „Выбранные места из переписки с друзьями“ Гоголя ответил „Тремя письмами к Н. В. Гоголю, писанными в 1848 г.“ (1860), в к-рых прослеживал внутреннюю связь этого последнего произв. Гоголя с его предшествующим творчеством, усматривая в „Мертвых душах“ „прозревание радости из воскресения“ и разбирая противоречия и догматические неточности в гоголевской „Переписке“. В Москве Б. начал писать свой многолетний труд „Исследование Апокалипсиса“, первоначально одобренный митрополитом Филаретом, но в 1862 г., по его же инициативе, запрещенный к печатанию Синодом (опубл.: Сергиев Посад, 1916). С 1854 по 1858 г. Б.-ординарный проф. Казанской духовной академии. С 1858 по 1861 г. - цензор Санкт-Петербургского Комитета для цензуры духовных книг. За это время выходят его кн. „Несколько статей о св. апостоле Павле“ (Спб., 1860), „О православии в отношении к современности“ (Спб., 1860). Последняя послужила поводом для нападок редактора „Домашней беседы“ (цензором к-рой был Б.) православного публициста В. И. Аскоченского (1813–1879), обвинившего Б. в уклонении от руководства церкви и гегельянстве. После этого Б. пришлось оставить пост цензора и переехать в Никитский Переславльский монастырь, а после запрещения „Исследования Апокалипсиса“ (1862) он подает прошение о выходе из монашества, в 1863 г. оно было удовлетворено с лишением сана и богословского звания. Б. поселился в Переславле, женился и жил в супружестве вплоть до смерти в крайней бедности. Духовные журналы отказывались печатать его статьи, и он издавал их отдельными книгами или в журн. „Сын Отечества“ (большая часть статей вошла в сб. „О современных духовных потребностях мысли и жизни, особенно русской“. М., 1865). В центре системы Б. - представление об искупительной любви Сына Божьего, принимавшего на себя своим воче-ловеченьем и страданиями все, в т. ч. и будущие, грехи мира и рода человеческого. Он настаивает на том, что главное - жертва Христа за мир и человека, а не жертва человека и мира для Бога. Рассуждая о тайне Боговоплощения, Б. пытается приложить к ней философские приемы исследования. Говоря о человеческом мышлении Спасителя, он находит, что Богочеловек познавал во внешних предметах свои же собственные творческие мысли, которые лежат в основе всего сущего, и что, т. обр., субъективное и объективное бытие выступают в нем как тождественные. С другой стороны, взяв на себя вину за все заблуждения нашего духа, истощившись до смерти, Он, будучи основанием всякого бытия, явил нек-рое тождество бытия и небытия. Это предчувствовала, по мнению Б., философская мысль, но отнесла эту идею прямо к человеку и произвела системы Фихте, Шеллинга, Гегеля. По Б., человеческий ум, философия, науки, искусства должны быть возвращены Христу, найти всестороннее развитие в нем; в этой связи мир, современность, подлежат воплощению в них духа Христова. Тогда „сам Господь… покажет Себя самого воспринявшим человеческую мысль, сердце, фантазию и вообще все человеческое естество с волею и действием человеческим, притом вземляющим на себя вины всех человеческих грехов во всех этих отношениях или силах человеческих“. Идея Б. об искуплении Христом всех, в т. ч. философских, умственных, грехов вызвала особые нарекания со стороны Аскоченского. Богословской позицией Б. объясняется и его интерес к светской культуре: он посвящает свои статьи разбору романов „Что делать?“ Чернышевского, „Отцы и дети“ И. С. Тургенева, „Преступление и наказание“ Достоевского, картины А. А. Иванова „Явление Христа народу“, светских и духовных журналов. По оценке Флоровского, осн. в мировоззрении Б. было „очень яркое переживание свершившегося спасения“, ощущение возможности скорого преодоления греха, что влекло за собой „несдержанный оптимизм, радость примирения“. Флоров-ский считал Б. запоздалым мыслителем, выразившим мистицизм александровской эпохи. Оправдание Б. мира и светского творчества оказалось созвучно религиозно-философской мысли нач. XX в. (Розанов, Бердяев, Флоренский).
   С о ч.: О духовных потребностях жизни. М., 1991.
   Л и т.: Бердяев Н. А. Русская идея. Гл. 8 // О России и русской философской культуре. М., 1990; Знаменский П. В. Богословская полемика 1860-х гг. об отношении православия к современной жизни. Казань, 1902; Он же. История Казанской духовной академии. Казань, 1891–1892. Вып. 1. С. 124–136; Вып. 2. - С. 205–221; Лаврский В. Мои воспоминания об архимандрите Феодоре // Богословский вестник. 1905. № 7,8; 1906, № 5,7–9, 11; Розанов В. В. Аскоченский и архим. Феод. Бухарев // Розанов В. В. Около церковных стен. М., 1995. С. 241–262; Флорое-ский Г. Пути русского богословия. 2-е изд. Париж, 1981. С, 344–349; Архимандрит Феодор (А. М. Бухарев): pro et contra: Личность и творчество архимандрита Феодора (Бухарева) в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология / Сост. Б. Ф. Егоров. Спб., 1997.
   А. П. Козырев

Русская Философия. Энциклопедия. . 2015.

Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "БУХАРЕВ Александр Матвеевич" в других словарях:

  • Бухарев Александр Матвеевич — Бухарев, Александр Матвеевич (архимандрит Феодор, 1822 71) явление исключительное в истории русской церкви. В настоящее время он снова стал привлекать к себе внимание наиболее чутких представителей современного богоискательства. Бухарев… …   Биографический словарь

  • БУХАРЕВ Александр Матвеевич — (в монашестве Феодор) (1822 71) русский богослов и философ, предтеча т. н. нового религиозного сознания в России кон. 19 нач. 20 вв. Конфликт с церковными властями побудил его в 1863 сложить с себя сан. Сочинение О православии в отношении к… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Бухарев, Александр Матвеевич — (в монашестве Феодор) духовный писатель, род. в Тверской епархии в 1824 г. ум. в Переяславле 2 апреля 1871 г. Сначала Бухарев обучался в тверской семинарии, еще при поступлении в которую обратил на себя внимание своею даровитостью, а затем в… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Бухарев Александр Матвеевич — (в монашестве Феодор) (1822 1871), богослов и философ, предтеча так называемого «нового религиозного сознания» в России конца XIX  начала XX вв. Конфликт с церковными властями побудил Бухарева в 1863 сложить с себя сан. Труд «О православии в… …   Энциклопедический словарь

  • БУХАРЕВ Александр Матвеевич — (архимандрит Феодор) (1824 1871), русский богослов и философ. Родился в с.Федоровское Тверской губернии в 1824. В 1846 окончил Московскую духовную академию, принял монашество. В академии его учителем был Ф.А.Голубинский. Испытал также влияние… …   Энциклопедия Кольера

  • БУХАРЕВ Александр Матвеевич — (архимандрит Феодор) (1824, с. Федоровское Корчевского у. Тверской губ. 2(14).04.1871, Переславль Залесский) религиозный писатель, критик, богослов. Из семьи дьякона. В 1846 г. закончил Московскую духовную академию, незадолго до выпуска по… …   Русская философия: словарь

  • Бухарев Александр Матвеевич — – в монашестве архимандрит Феодор. Род. в 1822 г., скончался в 1871 г. от чахотки, в крайней бедности. Окончил курс Московской дух. академии со степенью магистра богословия. Б. постригся в монашество по убеждению ректора академии.… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • БУХАРЕВ —     БУХАРЕВ Александр Матвеевич (в монашестве архимандрит Феодор) (1824, с. Федоровское Тверской губ. 2 (14) апреля 1871, Переславль Залесский] русский богослов, религиозный писатель, критик. В 1846 закончил Московскую духовную академию,… …   Философская энциклопедия

  • БУХАРЕВ — Александр Матвеевич (в монашестве Феодор; 22.07.1822, с. Фёдоровское Корчевского у. Тверской губ. 2.04.1871, Переславль Залесский Владимирской губ.), богослов, экзегет и публицист. Род. в семье диакона. При физической болезненности уже в детстве… …   Православная энциклопедия

  • БУХАРЕВ — Александр Матвеевич (в монашестве архим. Феодор) (1824 2.04.1871), русский богослов, публицист, критик. Выпускником Московской Духовной академии постригся в монахи; по окончании (1846) преподавал в ней же. В 1862, после запрещения Синодом его… …   Русская история

Книги

  • А.М.Бухарев. Некролог, Никита Гиляров-Платонов. «Газеты сообщили, что на днях скончался Александр Матвеевич Бухарев. Мы его знали близко, когда он был первоначальным Александром Матвеевичем Бухаревым; знали довольно, когда он стал отцом… Подробнее  Купить за руб электронная книга


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»